По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто повторяющихся так называемых ситуациях – «ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора (неожиданный для водителя выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор) и перехода проезжей части в неустановленном месте. Но это не значит, что на занятиях необходимо ограничиться разбором только этих двух ситуаций.
Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их лёгкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребёнка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого – и сразу забыл об опасности.
К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят:
- рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у ребёнка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утомления и рассеянности);
- игнорирование правил поведения на улице;
- плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт, поднятый воротник, надетый капюшон);
- плохое дорожное покрытие;
- неустойчивое эмоциональное состояние;
- игнорирование транспортных средств, представляющих особую опасность;
- узкий угол зрения: у 6-летноего ребёнка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22 градуса, а в вертикальной – 12-15 градусов (рост угла зрения продолжается до 20 лет);
*медленная реакция (время от начала обнаружения опасности до начала действия у ребёнка значительно больше, чем у взрослого: у взрослого – 0,6-0,8 с, а у дошкольника – 1,3-1,5 с); при этом, чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее ребёнок принимает решение, часто теряется);
*отсутствие контроля взрослых (появление на дороге ребёнка без сопровождения взрослого должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
При обучении детей правилам дорожного движения
многие родители нередко сами допускают ошибки
Разберём самые типичные из них.
Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД.
Не обращайтесь к детям так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнёрским, предполагающим беседу равноправных людей.
Неправильно | Правильно |
Машина | Транспортное средство (автомобиль, автобус и т.д.) |
Дорога | Проезжая часть |
Шофёр | Водитель |
Пешеходная дорожка | Пешеходный переход |
«Свет» или «цвет» светофора | «Сигнал» светофора |
Красный – «стой», Жёлтый – «приготовься», Зелёный – «иди» | Красный, жёлтый – «стоп», Зелёный – «убедись в безопасности и иди» |
Говори правильно
Использование весёлых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания беседы, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.
Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей.
Рассмотрим некоторые из них.
- Обходи трамвай спереди, автобус сзади.
Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создаёт аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.
Правило.
Жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрёстка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
- При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.
Это правило создаёт опасную ситуацию, так как поведение ребёнка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперёд или назад и оказаться под колёсами.
Правило.
Прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.
- Красный сигнал светофора – «стой», жёлтый – «приготовься», зелёный – «иди».
Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зелёного сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».
Правило.
Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зелёный, разрешающий для машин.
Жёлтый – «не приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрёстка.
Зелёный сигнал разрешает движение пешехода, но прежде, чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились.
Жёлтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекрёсток нерегулируемый, поэтому, прежде, чем перейти дорогу, убедитесь в том, что поблизости нет транспорта.
- Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.
Эта ситуация крайне опасна.
Правило.
Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперёд, ни назад.
- Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.
Правило.
Выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и осторожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведённых детских площадках.
- Использование для показа старых дорожных знаков на жёлтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).
Совет.
При беседах по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.
Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:
- Учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на проезжей части; не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными.
- Объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и ограждённых посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
- Разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.